ну это вообще глобальные вопросы в процессе образования собственного чада, которые меня постоянно мучают-зачем учить ребенка чему-то, что необязательно нужно в жизни (хотя безусловно, полезно), как выбрать занятие-родитель выбирает или ждать, пока ребенок попросит (а вдруг, когда попросит будет поздно), на каком уровне заниматься-сразу интенсивно, чем-то одним, не оставляя времени на что-то другое (а если потом ребенок возненавидит то, чем занимается, а заняться всерьез чем-то другим будет поздно?) или нахватать всех занятий по часу в неделю, а потом ждать, что ребенок выберет (и опять, когда выберет, не будет ли поздно потом переходить из любителей в профессионалы)?
ну и чисто практические соображения-как далеко кружок от дома и какова цена, потому что если муз. школа в 2-х шагах от дома по приемлемой цене, то почему бы не отдать туда ребенка, даже если родитель сам далек от музыки-хуже точно не будет, чему-то полезному ребенка там да научат.
меня все детство с 5-ти лет 6 дней в неделю таскали в спортшколу на гимнастику, которую я ненавидела. в 12 лет, я со скандалом со стороны родителей, наконец бросила эту гимнастику, и занялась тем, чем хотела сама-сама записалась в муз школу (где 2 года отзанималась по классу гитары, потом сама же бросила, т.к. сменился преподаватель), в ансамбль народного танца (там до конца школы проплясала), и на курсы французского языка. все эти занятия не стали моей профессией, но какие-то знания и умения я там все-же приобрела, а главное, мне нравилось то, чем я занималась.
по поводу музыки-наша школа делила здание с муз. школой, и поэтому половина нашего класса ее посещали (видимо, родители записали чисто из соображений удобства-близко и лишний раз водить не надо-после школы ребенок просто остается на занятия музыкой). я помню, как все наши "музыканты" эту школу ненавидели, с приближением подросткового возраста начали массово бросать, иногда буквально чуть-чуть не дотянув до диплома, закончили единицы. и только одна девочка стала профессиональной скрипачкой, мотаеся по гастролям, любит свою профессию, и благодарна родителям, что заставляли ее заниматься в детстве, несмотря на протест с ее стороны, и что не дали бросить муз. школу.
результат-только одна счастливая на полкласса несчастных от того, чем занимались в детстве.
в результате я решила дать своему ребенку выбирать самому, т.к. надежды угадать его призвание в раннем возрасте нет никакой. все разговоры о том, чем полезны те или иные занятия считаю нецелесообразными, т.к. все занятия чем-то полезны, а объять необъятное (т.е. развивать сразу все способности с помощью сразу всех занятий)-невозможно.
выбрать было нелегко, т.к. мой ребенок хочет заниматься абсолютно всем. ну и большинство сингапурских кружков в дошкольном возрасте (да и после) работают не на результат, а чтобы ребенку нравилось. до недавнего времени ребенок ходил на рисование, тэквондо, дзюдо и футбол, он и на многое другое хотел, но с учетом репетиторов по китайскому и русскому просто физически времени не хватало.
надежды, что со временем он выберет что-то одно, чтобы заниматься более интенсивно, пока нет, ему по прежнему все нравится. иногда бывает, капризничает, что ему надоело, тогда я говорю: "мы заплатили до конца месяца, доходи оплаченные занятия, потом бросай", к концу месяца ребенок забывает, что хотел бросать, и ему опять все нравится.
что касается музыки, конкретно: хоть умом я и понимаю, что занятие полезное, но опыт моих одноклассников настроил меня негативно относительно серьезных занятий музыкой для малышей. вид малыша, играющего Баха, макушка которого едва видна из-за рояля, конечно тешит родительское самолюбие. но по своему опыту, я знаю, что и в 12 лет музыкой не поздно заняться, более того в 12 лет я соображала на порядок быстрее, чем первоклашки, поэтому "ужасное" сольфеджио казалось мне легкотней, да и инструмент я осваивала намного быстрее.
и главное, это был мой сознательный выбор. музыка -большой труд, играть по 10 раз гаммы-скучно. но в 12 лет, я по крайней мере понимала, зачем это нужно. ну и получалось быстрее, чем у малышей.
тем не менее, так получилось, что мой ребенок все же занимается музыкой. местная школа предлагает большое разнообразие абсолютно бесплатных дополнительных занятий. в 1-2-м классах мой ребенок ходил при школе на music enrichment (сам он хочет все, а мне водить лишний раз не надо), где освоил ноты и одним пальчиком наигрывал нам клавишах или на дудке простые мелодии. сейчас в 3-м классе начал заниматься в школьном оркестре. я была против, все-таки большая ответственность, и много времени занимает (4 часа в неделю), но учительница уговорила попробовать. и неожиданно ребенку понравилось. правда, пока отзанимались только месяц, и специализации по инструментам пока не было.
сорри, много букв. просто вопрос уж больно актуальный.