Дорогие мамы и папы.
У меня есть большое желание организовать с сентября месяца детскую социально-развивающую группу для младших школьников (7-10 лет).
Для этого есть практически все: желание, варианты с помещением, опытный ведущий, материалы и понимание, что такая группа нужна.
Нет только деток, которые будут ходить в эту группу. Вернее есть, но мало. Недостаточно для продуктивной работы группы.
Поэтому я хочу рассказать вам, что такое группа для детей. Расскажу как я сама это понимаю, как мама и как организатор. Какую именно группу хочется создать.
Почему возникает необходимость в группе?
Я часто смотрю на своего 9-летнего сына и мне становится его очень жалко. Современные дети очень загружены. Поток информации, по сравнению с тем, каким он был 20-30 лет назад - огромен. А методы его усваивания остались в основном прежними. Наши детки, которые живут в чужой стране, которые знают 2-3-4 языка, у которых помимо школы по 8-9 часов есть дополнительне занятия языками, танцами-спортом, музыкой, перегружены особо.
В итоге, времени на игры, на адаптацию в коллективе, у них практически нет. Детки теряют возможность развиваться эмоционально. Многие мамы изо всех сил стараются выделить время для игр своих детей. Но если сравнить это с теми часами, что мы сами проводили во дворах, то сравнение будет совсем не в пользу наших детей.
У кого-то есть талант к общению, их принимают и любят везде, они легко без конфликтов адаптируются в новой школе, новом кондо, сразу заводят много друзей. Это как дар, как абсолютный слух. Можно только порадоваться за таких детей. Но, к сожалению, такие подарки редки.
Кроме того, наши дети общаются с совершенно разными культурами, нациями. И они хотят быть приняты в их круг. Хотят иметь друзей не только среди русских, но и среди своих одноклассников. Но не всегда они бывают приняты. Дети учатся общаться в игре. И если игр было недостаточно, то навык тоже становится недостаточным.
А если время было упущено? Или ребенка перевозили и по странам и переводили из школы в школу? Если ребенок в свободное время играл со сверстниками максимум 1-2 часа в день или сидел дома с любимой книжкой или за любимой компьютерной игрушкой или смотрел мультик? Как обрести этот социальный навык? Тот самый навык, который позволит будущему подростку, а потом и взрослому, быть человеком, который легко будет знакомиться с новыми людьми, с которым будет комфортно общаться, который сможет по своему желанию стать душой компании? Способов много, но самый быстрый и эффективный в этом возрасте - социально развивающая группа.Она поможет развить социальный интеллект, научит слушать и слышать собеседника и научит объяснять свою мысль так, что ее будут понимать.
Что такое группа?
Группа - это по сути безопасная среда, где ребенок может научиться общаться со сверстниками. Отработать для себя реакции на ситуации агрессии, непринятия. Понять, как заводить друзей, как реализовывать себя в общении. Как слушать и слышать. Как говорить так, чтобы быть услышанным и понятым. Группу ведет опытный детский психолог и психотерапевт.
Занятия включают в себя арт-терапию, телесную терапию и просто работу (моделирование ситуаций) в группе. Естественно, это все идет с элементами игры.
Почему психолог и психотерапевт? Моему ребенку это не надо!
Я часто встречаю негативную реакцию на слова психолог и психотерапевт особенно. Почему-то часто сразу перед глазами многих людей встает следующая картинка. Дядька (редко) или тетя (гораздо чаще), совковой внешности или внешности синего чулка, со скучающей миной дает глупые тесты, картинки, и потом проповедует перлы "Капитана Очевидность". Многие, услышав слово "психотерапевт" сразу отмахиваются: "Мне это не надо. Я в это не верю."
К сожалению, законы психологии существуют, и мы им подчиняемся, независимо от наших знаний о них.
Расскажу, как я вижу роль психотерапевта, особенно при работе с группой детей.
Мы, родители, отдаем ребенка в сад. Выбираем его со всей тщательностью. И отдав свое чадо, ждем. Ждем от воспитателей, что ребенок будет как минимум ухожен, накормлен и здоров. А еще, что он будет в безопасности и не ударится, не ушибется. А еще, что не будет никаких драк, и ребенок не придет весь в садинах и царапинах , а то и покусах от "того мальчика" или "той девочки!". А еще мы ждем, что воспитатель сможет разрулить конфликтную ситуацию с детьми. Объяснит. При этом никого не унизит. Разберет конфликт, помирит деток. Сделает так, чтобы и моего ребенка принимали в игру. Он же воспитатель! Это его работа!
Детки становятся старше. Идут в школу. В школе работают педагоги. К ним наши родительские требования выше. Научите. Дайте основы морали. Поясните, почему не должны возникать конфликты. Расскажите, о том, что надо играть всем вместе.
Появляются ситуации, когда дети начинают образовывать свои иерархии, группироваться по интересам, отстаивать свои лидерские позиции. Это нормально. Это их развитие. Но где грань? Почему появляется третирование новичков? И почему учителя с этим не разбираются?
И опять конфликт интересов. С одной стороны "они должны научиться социализироваться", "пусть растут эмоционально и развиваются", или, другими словами "пусть сами разбираются", а с другой, такие разборки могут быть чреваты и унижением более слабых и нежных деток, и развитием негативных навыков у тех, кто выбирает преследование более слабого своей стратегией. И опять получаем невыполнимую задачу. " пусть разбираются" и "они моего ребенка третируют, он каждый день в слезах приходит".
А если ребенок не приходит в слезах, а пытается бороться (не факт, что успешно), то получается следующее. С одной стороны "понятно, что дети дерутся" или "они должны сами разбираться кто с кем играет", с другой "насилие нельзя поощрять", с третьей "да он же его (ее) чуть глаза не лишил, как вы допустили!"
Ни учителя, ни воспитатели по сути не могут выполнить такие задачи на 100%. Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, не бояться своих эмоций и правильно (без истерик, навязчивозти, дерганий и миллионных повторений) передавать их, научиться создавать свои иерархии или встраиваться в существующие, нужен другой специалист.
Для меня детский психотерапевт, это тот воспитатель и учитель, обладающий профильным образованием, нужными знаниями и навыками, который помогает преодолевать конфликты позитивно, при этом не зажимая себя, отстаивая свою позицию. И не наживая при этом себе врагов.
Согласитесь, и во взрослом мире не всегда это получается. Что же говорить о детях.
Кто именно будет вести группу?
Психотерапевт, детский педагог психолог Нина Видякина (на форуме Nin)
Сколько человек в группе?
Мы набираем группу 5 - 8 человек. Можно писать мне, Лике, лично (jassie-jass). По моей просьбе, Нина (или Nin) может отвечать на форуме в формате темы.
Где и когда будет проходить группа?
Пока есть предварительная договоренность, что группа будет проходить по субботам, в 7 вечера, после занятий русской школы на Бугисе. Место и время могут быть скорректированы в зависимости от возможностей и предложений участников.
Занятия идут час.
Сколько будет стоить группа?
Предприятие некоммерческое. Стоимость будет складываться в зависимости от количества людей и окончательно выбранного помещения. По сути родители только оплачивают работу психотерапевта и материалов. Поверьте, это немного. Скорее всего, дешевле любого кружка, на который Вы водите своего ребенка.
Когда начнуться занятия?
Планируется начать занятия с начала сентября.
С кем связываться для деталей?
Со мной, Ликой Янченко (jassie-jass)
Общие вопросы можно в форум. Если есть желание записаться, можно в форум, можно в личку мне. Организационные детали, пожелания, предложения можно обсуждать со мной.