По моему опыту и знаниям,с 2 до 3 лет ребенок активно осваивает речь, его предложения сложные и распространенные, то есть не только " Дай мяч","Пойдем гулять", но уже "Это зеленый квадрат", "Он лишний, потому что у него есть углы"- ответ на вопрос, какая фигура не подходит и почему. Если некоторые звуки произносятся неправильно - не повод для беспокойства,для возраста это допустимо. С 3 до 4 лет усложняются высказывания. Если ребенок не выговаривает некоторые звуки - это не страшно.Хотя фонематическое восприятие должно быть в основном сформировано.В норме,если к 4 годам ребенок различает все звуки.4-5 лет артикуляционный аппарат должен сформироваться и звукопроизношение должно быть чистым. Это в идеале. То,что ребенок не произносит какие-то звуки, допустимо,так как зазвучать все в идеале должны к 5,5 годам. Исключение самый сложный "Р". Для него период созревания- 6 лет .Если до 4 л. при произнесении Р проявляется горловой призвук,то желательно поработать в этом направлении.
Работу по постановке звуков надо начинать чем раньше,тем лучше. Например, при произнесении сложных звуков Л,Р,Ш,Ж необходимо чтобы язычок был вогнут чашечкой.Для этого требуется регулярная артикуляционная гимнастика, ребенку сложно выполнять такие артикуляционные экзерсисы.Часто серьезные нарушения в звукопроизношении связаны с анатомическими особенностями строения языка,в том числе короткой подъязычной уздечкой(обычно западения с Ш,Р, т.к. ребенку очень сложно поднимать кончик языка вверх. Часто родитель может эту проблему определить сам. Введите в поисковик "короткая подъязычная уздечка-картинки"). Проверить фонематический слух у ребенка 4=5 лет можете тоже сами: назовите 3-4 слова,которые начинаются на один звук,к примеру,юла,юля,юбка и т.д.Спросите,на какой звук начинаются слова и т.п.
Не снимаем с повестки дня неврологические проблемы, которые нередко приводят к "западениям".
Еще не мешает провести инвентаризацию качества детско-родительского общения в семье.
и на посошок. Если ребенок - билингва, то есть два языка берет,то там тоже свои особенности. С ними интересно и сложно заниматься одновременно.