Автор Тема: Летопись... Нюансы Флореса  (Прочитано 886 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн xploncukАвтор темы

  • Кандидат в мэтры
  • Сообщений: 346
  • Пол: Женский
  • Время жить
  • На форуме с: 11 Апреля 2011
Летопись... Нюансы Флореса
« : 17 Августа 2015, 18:00:13 »
Нюансы Флореса
17 August 2015, 4:48 am

Я уже писала свои некоторые впечатления о Флоресе с места событий – потрясающие природа и люди. Но тем не менее, это не простой остров и «отдых» тут тоже дается не просто. Прежде чем начать рассказывать об удивительной природе этого места, я хочу немного поговорить о его, скорее, отрицательных чертах.



На Флоресе туризм очень слабо развит. Это и хорошо – многими достопримечательностями вы будете любоваться в одиночестве, а местные будут не искушены присутствием туристов. Но есть и недостатки. Понятие сервиса здесь отсутствует полностью, как класс. Фраза «любой каприз за ваши деньги» не применима. Плати сколько хочешь, но больше, чем «положено» не получишь. Кстати, цены при этом сильно завышены. Так что за деньги, да, но без капризов. Отели (язык с трудом поворачивается так называть каморки, которые вам предлагают) лишены не только изысков, но и элементарных удобств. Этим они напоминают явайские гесты, но здесь цена раза в два выше. Кстати, практический совет – не рекомендую брать завтрак, если у вас нет утром в запасе часа - другого на его ожидания. Состоять он будет из хлеба и кофе,  в лучшем случае еще и из яиц. А ждать его придется долго, даже если вы накануне вечером железно договоритесь, что его подадут к определенному сроку. Также не рекомендую брать номер с горячей водой. Стоить он будет дороже, а воды хватает на 1-2 минуты, и то, если вам повезет. Почти во всех отелях нам не давали ничего – ни мыла-шампуня, ни даже туалетной бумаги и полотенец. Правда, бумагу и полотенца, как и второе одеяло, часто можно было выпросить. Если вы будете достаточно настойчивы, то возможно получите желаемое. А мыло-шампуни и прочие принадлежности лучше возить с собой. Полотенца и постельное белье почти везде были застиранными, но чистыми.

Расстояния тут относительно небольшие – между ключевыми населенными пунктами 130-140 км. Но дороги тяжелые, сильно петляющие по горам, без ограждений, с периодическими обвалами и селями. Так что средняя скорость не будет превышать 30-40 км\час. До многих не самых популярных достопримечательностей дороги совсем плохи. Ваш водитель может начать вас активно отговаривать от посещения таких мест, ссылаясь на то, что ехать 2-3-4-5 часов.. А местные советчики будут поддакивать. Поэтому если вас действительно что-то сильно интересует, собирайте информацию о том, сколько туда реально ехать, а также на месте спросите местных, которые не общаются с вашим водителем, а потом делайте выводы.

В азиатской культуре не принято говорить «нет» и «не понимаю». Поэтому очень часто вам будут говорить «да», а делать по-своему. Поэтому следите внимательно за реакцией человека – понял ли он ваш вопрос и действительно ли «да» это «да». Особенно остерегайтесь вопросов уже содержащих ответ, например «мы же доедем за час?». Лучше спрашивать без возможных вариантов – «за сколько мы доедем?», например. Или же давать много вариантов, «мы доедем за 5 минут, за час, за два часа, за неделю?». Язык люди знают плохо, поэтому остерегайтесь сложных конструкций (о перфекте можете забыть!) и говорите предельно просто – например, не "I would like to go on top of the volcano soon, if possible", а "I go trekking volcano now". От таких примитивных конструкций куда больше толку.

Все достопримечательности на Флоресе платные. Все, включая рисовые поля, вулканы, водопады, озера и прочие «провалы». Цена на вход часто 10-20 тысяч рупий на человека и иногда 10-20 тысяч за парковку. Торговаться бесполезно. Как правило, на эти деньги туристические места поддерживаются в более-менее порядке – к ним должны вести дорожка, мусор должны убирать. За плату вам выдадут билет. А вот если билет не дают, то можете смело платить минималку (5-10 тысяч на человека) и слать далеко и надолго. С нами такое случилось один раз, в пещерах. "Контролер" был единственный жлоб, который нам попался за всю поездку. За пещеры, к которым не сделали ни дороги, ни нормального прохода, он требовал огромные по местным понятиям суммы – 70 тысяч с носа. Он, якобы, предполагался быть гидом, но абсолютно ничего нам не рассказал. И билетов у него не было. То есть, деньги шли ему в карман, а не на поддержание пещер. Бывают места, где наоборот, платы как таковой нет, но вам будет предоставлен гид, который или расскажет или покажет что-то. У нас они ничего конкретного не просили, так что оплата будет на вашей совести.

Моя рекомендация по оплате «сервисов» - быть разумным. Если человек сделал свое дело хорошо, то почему бы не наградить его, тем более в абсолютных величинах деньги небольшие, а в местных деревнях они играют большую роль. Если же человек явно нагло пытается загрести себе побольше – слать. Те места, где оплата резонная и по билетам, не пытайтесь обмануть систему. Не нравится, не нужно ехать, но ругаться на местные порядки – только портить себе нервы. Кстати водители часто очень следят за тем, чтоб туристы везде платили и не пытались никого «надуть». Тут очень многое строится на доверии и коммуне, поэтому не ожидайте, что местные будут на вашей стороне.

Еще немного об оплате. Национальные парки дорогие. Часто с вас будут брать отдельную плату за фото-видео камеру. Это, в принципе, повсеместно в Индонезии. Цены на более мелкие достопримечательности будут зависеть от.. Ну, от всего – погоды, сезона, настроения сборщика, настроения богов и т.п. С нас постоянно брали то больше, то меньше, чем мы ожидали. Поэтому не удивляйтесь. «Профессиональные» сервисы – машины с водителем, лодки с командой и т.п. дорогие, но торг уместен. На месте часто сторговаться легче, чем заранее. Кстати, если вы берете себе водителя с машиной например на 4 дня в один конец, то платить будете за 5 – то есть за обратный путь к точке отправления.

Если вы что-то очень хотите (будь то поездка к какой-то конкретной точке или что-то в определенное время), оговаривайте это заранее и очень подробно, лучше повторить много раз, написать и получить, по возможности письменное согласие. То, что человек кивнул или даже повторил вашу просьбу не означает, что ее выполнят и что вас поняли. Доверяй, но перепроверяй неоднократно. В противном случае потеряете самое ценное, что есть в вашей поездке – время.

В нашем случае помогло показывать реакцию. Например, если мы чем-то недовольны, то сразу показываем это. Нет, не нужно ругаться и метать гром и молнии. Но прямо высказываться не помешает. Многие люди рассчитывают на чаевые в конце их сервиса, так что будут стараться исправиться. И наоборот, если вы остались довольны, покажите это – тогда повысится вероятность, что вас и дальше будут радовать.

Самое сложное на Флоресе, на мой взгляд, - не рассчитывать на логику и здравый смысл местных. Тут почти никто не пытается вас нагреть или обмануть, но многие вещи будут злить и напрягать. Лучше сразу расслабиться и пытаться получить удовольствие или не ехать вовсе. Эти люди не тупые, просто у них совершенно другой склад ума и нет еще ориентира на сервис, туристов и заработок. Поэтому добрые дела они делают от души и не ради денег, а не делают просто потому что не делают. Не ищите скрытый смысл и не пытайтесь понять. Тут часто могут забыть, перепутать, не понять. Но специально вам вредить или обманывать практически не будут – им просто незачем.

Многозадачность у местных отсутствует. Даже не на уровне одного человека, но и у групп. Поэтому не давайте задания сразу, списком. Сначала одно, когда сделают – то другое. Иначе вы введете людей в ступор и не будет сделано ничего. Например, когда на лодке мы попросили повара сварить макароны (обычные итальянские макароны), лодку остановили и вся команда принимала участие в этом нелегком процессе. Капитан лично и неоднократно прочел инструкции (на индонезийском) и уверенно засыпал их в холодную воду. Все четыре члена экипажа столпились вокруг плиты и пристально наблюдали за процессом. Когда мы попросили открыть консервную банку, все четверо прекратили варить макароны и переключились на наблюдение за открыванием. Лишь когда оба действия были завершены, лодка смогла продолжить ход. Не стоит биться головой об стену. Просто лучше спланировать так, чтобы не давать больше одного указания за раз. Это сильно облегчит вашу жизнь.

Немного о еде. Еда везде была вкусная и не острая. Но если у вас есть какие-то ограничения и вы что-то принципиально не едите, то лучше всего будет выучить названия этих продуктов (благо индонезийский язык просто в написании и произношении) и проверять, что заказанное блюдо их не содержит. Каждый раз проверять, потому что то, что вчера их не было в блюде вовсе не значит, что сегодня не будет. «Вегетерианское» не значит, что блюдо не содержит мяса – это всего лишь говорит о наличии в нем овощей. В более туристических местах меню бывает на английском, но не везде. У меня за мои поездки есть достаточно богатый запас индонезийских кулинарных терминов (благо они и в Сингапуре полезны бывают!).

Вот, наверное, и всё, что хотелось сказать на тему особенностей Флореса. Всё довольно обобщенно и кажется, что применимо не только там. Так и есть, но на Флоресе многие моменты принимают интенсивно-абсурдный характер. Даже на Яве в схоже диких местах такого экстрима не было замечено.

При всех сложностях о людях складывается очень положительное впечатление. Их искренняя дружелюбность и жизнерадостность производят замечательное впечатление. Еще поразила их осведомленность. Мало того, что все знали, где и что такое Россия, так многие еще и были осведомлены о конфликте в восточной (!!!) Украине и участливо расспрашивали мужа, как дела о его родственников. Все постоянно подсказывали нам дорогу, предлагали довезти, спрашивали как помочь, если им казалось, что у нас что-то не так. При этом всё это делается не навязчиво и от души.

Source: Летопись на зубочистке


Уважаемые гости, пожалуйста, регистрируйтесь на форуме, чтобы иметь возможность создавать новые темы и оставлять сообщения, а также обмениваться личными сообщениями с другими участниками форума. Удобный ресурс нашего форума -- "Алфавитный указатель" всех разделов и тем, существующих на форуме. Он находится в "Базе знаний" в верхнем меню (после "Галереи").